Табель учета рабочего времени: условные обозначения, коды и сокращения
Табель учета рабочего времени является важным документом, поскольку на основании сведений из него производятся расчеты по заработной плате наемных работников. Он может иметь унифицированную форму или быть самостоятельно разработанным. Идентифицирующие определенные факты обозначения в документе зависят от типа используемого бланка. Какие вопросы могут возникнуть при заполнении табели, и какие обозначения необходимо использовать?
Учет рабочего времени
Общая информация
В ходе производственной деятельности планируемое и фактическое время работы могут не совпадать, что обусловлено различными факторами, которые являются причиной увеличения или уменьшения количества рабочих часов.
Для их фиксирования, а также с целью отображения оснований для их изменения, используется табель. Документ предназначен для сбора и анализа сведений об отработанном временном периоде каждым из работников, а также о переработках и неявках. Отображенная в нем информация понадобится для бухгалтерии в процессе расчета величины оплаты труда.
Табель может быть затребован представителями Налоговой Службы для проверки корректности налоговых начислений и сотрудниками ФСС для контроля правильности размера социальных пособий. Информация с него в виде отчетности подается в Росстат для сбора и формирования статистических сведений. Она может быть интересна работникам трудовой инспекции, в компетентности которых проверка соблюдения прав граждан компании, с которыми оформлены трудовые отношения.
Форма документа
Каждый субъект предпринимательства вправе применять собственный бланк табеля.
При его разработке можно адаптировать под специфику компании унифицированные формы. На титульном листе документа необходимо указать наименование компании и привести буквенно-цифровую систему кодов, идентифицирующих различные обстоятельства. Ежедневный учет рабочего времени проводится в таблице. Третья часть документа предусмотрена только в форме Т-12, что и отличает ее от бланка Т-13. В ней отражаются сведения о заработной плате, итоговая сумма которых определена с учетом применных тарифов и ставок, а также отработанного времени.
Порядок оформления
Табель заполняется назначенным приказом сотрудником, в обязанности которого вменяется фиксирование рабочего времени каждый день.
На большом предприятии ответственными за предоставление корректных данных являются руководители структурных подразделений, а обязанность по оформлению документа может быть вменена табельщику. Перед начислением оплаты труда, табель передается в отдел кадров и в бухгалтерию для проведения расчетных операций. После использования документа, он передается для хранения в архив. Правовыми актами регламентировано время хранения 5 лет для обычных предприятий и 75 лет для компаний, на которых труд осуществляется во вредных и опасных условиях.
В обязанности работодателя входит организация учетной деятельности в сфере фиксации и контроля времени работы сотрудников. Для этого используются документы унифицированной формы Т-12 или Т-13. Правовыми актами не запрещено ведение самостоятельно разработанной документации, поэтому ответственное лицо вправе вести учет в том виде, в котором ему это удобно.
Образец заполнения табеля рабочего времени
Для удобства пользования табелем, на его титульном листе должны быть отражены применяемые аббревиатуры и расшифровки к ним. В документе, утвержденном правовыми актами, 36 шифров. При разработке своей формы рекомендуется придерживаться стандартных обозначений, однако допускается от них отклонение. Отработанное время сотрудниками отображается буквенными шифрами:
- Я – время, соответствующее работе человека в соответствии с рабочим графиком;
- РВ – деятельность сотрудника в дни, отнесенных к категории нерабочих;
- С – работа сотрудника в дни рабочего графика, но свыше установленной продолжительности рабочего дня;
- Н – продолжительность работы в ночной временной промежуток;
- К – время нахождения человека в командировке, оформленной по приказу руководства.